Люди – это основа любой политики. Только объединив людей, можно стать еще сильнее.
В докладе 20-му Съезду КПК Си Цзиньпин отметил, что в процессе реализации китайской мечты о великом возрождении китайской нации необходимо придерживаться единства и сплоченности. Он призвал всех жителей страны думать и действовать сообща.
Как Си Цзиньпину удается на протяжении многих лет эффективно общаться с представителями различных политических партий, организаций, этнических групп, представителями всех слоев общества? Как ему удается продолжать укреплять сплоченность и проявлять лидерские качества, аккумулировать силы для совместной реализации китайской мечты?
Использовать договоренности между сторонами для продвижения «трех уровней связи» между двумя берегами
Будь то на местном или на государственном уровне, Си Цзиньпин всегда уделял большое внимание благополучию соотечественников на Тайване. Его целью всегда было содействие коммуникации через пролив и изучение вопросов интеграции и развития через пролив.
15 декабря 2008 года было официально запущено прямое морское, воздушное и почтовое сообщение между материковым Китаем и Тайванем. Мечта о “трех линиях связи”, которые с нетерпением в течение многих лет ждали соотечественники по обе стороны пролива, наконец-то осуществилась.
В 1979 году в “Письме тайваньским соотечественникам” материковый Китай впервые выступил за то, чтобы обе стороны пролива “как можно скорее наладили навигацию и почтовую связь” и “развивали торговлю, общались друг с другом и проводили экономические обмены”. За прошедшие с тех пор 30 лет “три уровня связи” между двумя берегами прошли долгий и трудный путь.
Провинция Фуцзянь, расположенная на юго-восточном побережье Китая, отделена от Тайваня водой. Город Сямэнь (провинция Фуцзянь) и тайваньский Киньмэнь находятся всего в нескольких тысячах метров друг от друга. В хорошую погоду эти два места можно разглядеть с противоположного берега даже невооруженным глазом. Большинство местных жителей являются кровными родственниками или представителями одной общины. Они с нетерпением ждали возможности прямой навигации между этими двумя местами.
Летом 1985 года, когда Си Цзиньпин отправился в Сямэнь, чтобы вступить в должность, началась подготовка к тому, что Сямэнь и Киньмэнь возглавят открытие «трех уровней связи».
Си Цзиньпин поощрял расширение торговли с Тайванем и поддерживал углубление культурных обменов между двумя сторонами. С этой целью он тесно общался и координировал свои действия с соответствующими департаментами на всех уровнях провинций и городов, бизнесменами по обе стороны пролива, тайваньскими экспертами и др., а также составил и внедрил множество эффективных программ.
Расстояние между двумя сторонами медленно сокращалось.
В январе 1987 года Сямэнь и Киньмэнь впервые отпраздновали китайский Новый год фейерверком.
В октябре того же года власти Тайваня объявили, что жителям Тайваня будет разрешено навещать родственников на материке. Дверь для обмена информацией через пролив, которая была закрыта в течение 38 лет, начиная с 1949 года, была вновь открыта, и возможность реализации “трех уровней связи” между двумя сторонами также была реализована.
Поскольку долгосрочная изоляция между двумя берегами пролива была завершена, тайваньские соотечественники смогли вернуться в свои родные города, чтобы навестить родственников, а тайваньские бизнесмены стали инвестировать в строительство заводов на материке.
Си Цзиньпин своевременно воспользовался этой исторической возможностью. После консультаций со многими сторонами он создал пилотную зону свободной торговли и буферную зону для прямых обменов и сотрудничества между двумя сторонами. С тех пор он также выдвигал идеи поощрения инвестиций, такие как “привлечение инвестиций китайской диаспоры на Тайвань, привлечение тайваньских бизнесменов”. Это всё послужило всплеску интереса бизнесменов с Тайваня к ведению бизнеса в континентальной части Китая.
С углублением экономических, торговых и культурных обменов по обе стороны пролива потребность жителей Тайваня и материкового Китая в организации прямых “трех уровней связи” становилась все острее.
Си Цзиньпина всегда волновал этот вопрос.
В канун Нового 1992 года Си Цзиньпин выступил с речью на радиостанции “Голос пролива”, поздравив тайваньских соотечественников с Новым годом и рассказав соотечественникам на Тайване о прогрессе Фучжоу в реализации “трех уровней связи”.
“Аэропорт Фучжоу готов для приема рейсов авиации общего назначения. Наш город всегда рад сотрудничеству с представителями гражданской авиации Тайваня в открытии воздушных маршрутов. Отделение почты и телекоммуникаций округа Ляньцзян также позвонило и написало в Телекоммуникационное бюро Мацзу, предложив коллегам с двух берегов пролива работать сообща, чтобы наладить прямую почтовую и телекоммуникационную связь между регионом Мацзу и материковой частью страны. Мавэй, Пинтань, Хуанци и другие места вдоль береговой линии нашего города связаны с Тайванем водными путями протяженностью в десятки морских миль, и они должны стать судоходными как можно скорее”.
“Если инвестировать в заводы вдоль побережья Фучжоу, и если будет открыто судоходство и торговля через пролив, то утром можно здесь производить товары, а во второй половине дня уже поставлять их на тайваньский рынок. Можно днем здесь работать, а вечером улетать обратно на Тайвань к своей семье. Это ведь очень удобно! Я с нетерпением ждал, когда, наконец, этот день настанет”.
Искренность жителей материковой части получила теплый отклик у тайваньцев, и некоторые важные ассоциации с острова организовали группы в Фуцзяне для обмена контактов и проведения совместных исследований. Видя положительный настрой материковой части, тайваньские власти постепенно ослабили свою навигационную политику, и “три уровня связи” между двумя берегами, наконец, начали налаживаться.
Однако, появились новые преграды и вызовы.
В июне 1995 года тогдашний глава администрации Тайваня Ли Дэнхуэй посетил Соединенные Штаты и допустил неуместные высказывания, которые серьезно осложнили отношения между двумя берегами пролива. “Три уровня связи” между двумя берегами пролива, которые только-только начали развиваться, были вынуждены поставить на паузу. Даже только что открытый канал общения гражданского населения через пролив становился все уже и уже.
Что же делать дальше? Будут ли “три уровня связи”, развитие которых достигло определенного прогресса, остановлены на полпути? Местные чиновники в Фуцзяни, которые много лет упорно трудились над продвижением этого процесса, почувствовали тревогу и замешательство.
Тогда Си Цзиньпин, который занимал пост заместителя секретаря партийного комитета провинции Фуцзянь, совершил специальную поездку в управление провинции по делам Тайваня, чтобы обсудить со всеми проблему развития “трех уровней связи” через пролив.
Он дал понять, что цель запуска “ трех уровней связи” остается неизменной. Фуцзянь должна использовать свое географическое положение и продолжать основательную подготовительную работу, чтобы успешно преодолеть все условия в реализации “ трех уровней связи”.
Беседа Си Цзиньпина с глазу на глаз придала всем уверенности, и цели его дальнейшей работы стали более ясными.
Ранним утром 19 апреля 1997 года только-только рассвело, а на одном из пирсов порта Сямэнь было уже очень оживленно.
Загружался контейнеровоз “Шэнда” Сямэньской судоходной корпорации, на берегу слышались шаги, а весь город еще спал.
В 3:58, когда был отвязан последний трос, грузовое судно, перевозившее 20 контейнеров и несколько пустых боксов, медленно покинуло терминал и направилось в порт Гаосюн на восточном побережье Тайваньского пролива.
Было положено начало “пилотных прямых рейсов” между двумя берегами пролива, положив конец 48-летней истории отсутствия прямого сообщения торговых судов по обе стороны пролива.
В декабре 2008 года, наконец, наступила эра “трех уровней связи” между двумя берегами. Стороны проделали для этого долгий путь.
2 января 2019 года, в канун 40-й годовщины публикации «Письма тайваньским соотечественникам» Си Цзиньпин заявил, что он всегда выступал за поддержание диалога и сотрудничества между двумя берегами.
“Только заменив конфронтацию диалогом, борьбу на сотрудничество, а отношениями с нулевой суммой на взаимовыгодные отношения, можно сделать контакты по обе стороны пролива стабильными и далеко идущими. Мы готовы вести диалог и общение со всеми партиями, группами и народом Тайваня по политическим вопросам и вопросам, связанным с продвижением процесса мирного воссоединения Родины, проводить широкий обмен мнениями, добиваться общественного консенсуса и продвигать политические переговоры”.
Си Цзиньпин сказал, что соотечественники по обе стороны пролива связаны кровными узами, и они – члены одной семьи, чья кровь гуще воды. Мы всегда уважали и заботились о наших соотечественниках на Тайване, всегда были привержены содействию экономическим и культурным обменам и сотрудничеству по обе стороны пролива, а также углублению интеграции и развития различных областей в континентальном Китае и на Тайване.
За долгие годы своей политической деятельности Си Цзиньпин придавал большое значение обменам и сотрудничеству с демократическими партиями и беспартийными деятелями. Он много говорил и внимательно слушал, накапливал мудрость и силу и создавал условия для успешного выполнения своей работы. Поддерживал демократов в укреплении собственной позиции для лучшего выполнения ими своих обязанностей.
Си Цзиньпин говорил, что все демократические партии и беспартийные люди являются надежными друзьями и близкими знакомыми, а также важной силой в продвижении социального строительства.
“Все демократические партии и беспартийные люди являются мозговым центром высокого уровня. Среди них есть много старых товарищей, которые внесли большой вклад в строительство Нового Китая, они обладают богатым опытом. Есть много экспертов и ученых в разных областях, которые внесли выдающийся вклад в строительство Нового Китая и внедрение четырех модернизаций. Многие писатели, художники и педагоги добились огромных успехов в деле процветания культуры и образования… Это действительно собрание талантов”.
В 1990 году, как только Си Цзиньпин занял пост секретаря горкома Фучжоу, он учредил систему ежеквартальных совещаний между муниципальным горкомом и городскими демократическими комитетами. Местом проведения стал отель “Юйшань” в Фучжоу, поэтому их стали называть “Юйшаньские ежеквартальные совещания”.
Си Цзиньпин принимал участие в каждом ежеквартальном совещании.
Сначала все думали, что это будут обычные встречи, и никто не был настроен на серьезную беседу. Но вскоре все поняли, что Си Цзиньпин не только внимательно слушал и запоминал, но и задавал острые вопросы по поводу выступления каждого.
Всех больше всего радовало то, что проблемы, поднятые на собраниях, вскоре будут решены на практике: те, которые можно решить на месте, будут решены на месте, а те, что в данный момент решить нельзя, будут реализованы Канцелярией горкома. Что касается мнений и предложений, выдвинутых на последнем совещании, то отчет о работе по их внедрению будет заслушан на следующем совещании.
В то же время Си Цзиньпин требовал, чтобы предложения, выдвинутые демократической партией, своевременно обобщались каждый месяц и докладывались непосредственно ему.
Это в значительной степени стимулировало энтузиазм людей из демократической партии участвовать в политических дискуссиях, и все больше людей начали более активно участвовать в реализации демократической политической системы. Многие демократы говорили: «Весна в горах Юйшань, это весна демократической политической системы».
Когда Си Цзиньпин общается с демократами и заводит с ними дружбу, он всегда испытывает глубокие чувства и настаивает на том, чтобы объединять сердца людей, объединять все силы, которые можно объединить, и активизировать все позитивные факторы, которые можно активизировать.
Сунь Синьфэн – друг-демократ, общался с Си Цзиньпином в Фучжоу. Он представил много дельных предложений по строительству морского порта в Фуцзяне, которые были одобрены Си Цзиньпином. Он сказал, что Си Цзиньпин не только уважал его профессиональное мнение, но и заботился о его личной жизни.
“Забота и уважение товарища Си Цзиньпина к демократам – это действительно своего рода дружба, которая проявляется в заботе друг о друге. Поэтому я готов работать до тех пор, пока мне не исполнится 70 лет, и только потом уйти на пенсию, просто хочу быть полезным”.
Многие демократы, которые работали с Си Цзиньпином, чувствуют то же самое.
“Харизма товарища Си Цзиньпина может объединить людей из всех слоев общества, сделать их близкими друзьями, которые заботятся друг о друге и приносят пользу стране и народу”.
“У товарища Си Цзиньпина были друзья не только из Партии, демократы также чувствовали свою важность, заботу и любовь горкома. Это придало им твердую уверенность в соблюдении и реализации политики «долгосрочного сосуществования, взаимного контроля, взаимной заботы и разделения похвалы и критики» между Коммунистической партией Китая и демократическими партиями.”
Заключение
Оглядываясь на десятилетия политического опыта Си Цзиньпина, можно сказать, что он многократно сталкивался с плюрализмом интересов и идей, он всегда мог спокойно скоординировать свои действия со всеми сторонами, поддерживать эффективное общение, внимательно слушать, тщательно обдумывать, активно откликаться и стремиться учитывать разные мнения, стремясь к последовательности, находя наибольший общий делитель и формируя широкий круг единых намерений.
Говоря о новых перспективах в будущем, Си Цзиньпин сказал, что единство и борьба по-прежнему являются требованиями времени, поэтому нужно собрать всю народную мудрость и силу для содействия поступательному развитию Китая.
“В Китае будущего сила исходит от единства. Китай настолько велик, что у разных людей будут быть разные требования и разные взгляды на один и тот же вопрос. Это нормально. Консенсус должен быть достигнут путем общения и консультаций. Более 1,4 миллиарда китайцев думают в одном ключе, усердно работают в одном потоке. Если, находясь в одной лодке, все объединятся и будут грести в одном направлении, то не останется ни одной работы, которую не смогли бы выполнить, и не останется ни одного препятствия, которое бы не смогли преодолеть”.